ja-cpanel-top

Теория и практика акупунктуры

средства и методы китайской медицины

Joomla! Community PortalПотому извне ничто не может причинить ему вреда, и изнутри не поражают его болезни. Так разве можно не относиться к этому серьезно...

8 и 0 отражений Я

E-mail Печать PDF

В Тантре РигпаРангшар говорится, что когда человек зарождается, то первой возникает пупочная чакра, затем из нее выходит канал СогпэйЦа и развивается головная чакра, она имеет 360[1] ответвлений (согласно тексту ГуруПадмасамбхавы Вангмо лэнтиг). Согпэй ца действует в теле с самого начала, он является главным проводником энергии, от него расходятся 8 главных отростков[2], или энергоканалов. (НамкайНорбу «Беседы в Конвее» с359-363)

8 и 0 ОТРАЖЕНИЙ Я[3]

Метод самоинтеграции[4]. Семинар практической психологии.

Цель: овладение собственным психофизиологическим ресурсом. Поддержание осознанности, освобождение от ментальных клише, что способствует здоровью и устранению препятствий в жизни.

Содержит теорию, обучение психологическим и энергетическим техникам, медитативный практикум. Проводится в режиме интерактива, связан с «передачей»[5] знания. Основная структура 8+0 –это тэрма[6] ума от совершенномудрого Лонченпы

Гуманисты разных эпох и культур призывают к познанию себя и отмечают, что человек создает технологии и подчиняет себе силы природы, но не умеет контролировать себя и управлять собственной жизнью. В медицине все непонятное принято объяснять генами…Действительно, генотип человека имеет в своем составе в основном фрагменты свойственные более примитивным, дочеловеческим формам жизни[7]. Набор генов личности уникален, но все же науке неизвестен ген, определяющий именно этого человека. Чтобы не быть просто случайной суммой генов, синтезировать такой «ген» предстоит самому человеку. В этом суть любых низших и предварительных практик[8]. На этапе синтеза «гена Я» перебирается вся информация, которая собственно мной не является и в тоже время это тоже Я[9]. Вся эта информация является филогенетическим ресурсом, однако, выходя из глубин психики приводит к неожиданностям как хорошим, так и переживаемым как страдание. Всем 9ти состояниям ума[10] соответствуют «демоны»[11] разных классов и животные архетипические формы[12].

8 и 0 – это метод работы с внутренней и внешней энергией

Одно из наиболее действенных психотерапевтических понятий, применимых в лечебной практике – представления о вытесненной энергии импульса. Это основной деятель-причина здоровья, болезни, удач или неудач. Постулируется что вытесненная энергия «лежит» в Бессознательном. Бессознательное – главное понятие психотерапии идею о наличии, которого оператор должен донести до больного. Это деятель судьбы человека. Овладеть судьбой – значит овладеть бессознательным[13], однако какова структура самого бессознательного? Что является носителем психической энергии? В психологии нет такого знания и логично обратиться к древним традициям.

Метод «8 и 0» базируется на понятиях о внутренней энергии и структуре личности, взятых из буддийской и даосской мысли. Динамика занятий служит непосредственному восприятию реальностей, обозначенных этими понятиями.

Материя, информация и энергия непрерывно взаимопереходят и являются 3мя нерушимыми «телами»[14]. Из 3х цветков только энергия занимает среднее положение между неподатливостью материи и неуловимостью духа. Поэтому предпочтительнее переводить и материю и дух в энергию. Созревания энергии добиваются энергетическими и духовными практиками. Примечательно, что мудрость /йеше – тиб./ тождественна энергии /тугдже – тиб./, т.о. необходим контроль энергии. Однако энергия подвижна, и ее трудно удержать[15].

Все 8 позиций ума являются нормальными позициями и циклически меняются в природных суточных и лунных ритмах. Если происходит фиксация в «низших» позициях, то это расценивается как психологическая ригидность, которая не позволяет раскрыться полноте свойств личности и даже приводит к потере жизненных сил и развитию симптомов. Опыт показывает, что все заболевания имеют психосоматическую природу, включая травмы, врожденные и наследственные заболевания. Но все психологические причины болезней, неудач семейной жизни или бизнеса сводятся к фиксации индивидуума в одной из «невыгодных» позиций. Важно распознавать низшие позиции и избегать их путем интеграции в Созерцании №1[16]J

Метод 8 и0 соответствует динамическому подходу в психологии. Все состояния могут меняться в течение суток или стагнироваться на годы – выбор за нами!

Парадокс нашей ситуации в том, что, несмотря на всю полноту свойств, мы все же не имеем осознанного доступа ко всему ресурсу себя[17]. Т.о. пребываем в неведении относительно своих возможностей, довольствуясь малым. «Весь ресурс себя», это не много «вооружения», но знание одного – собственной изначальной природы. Этого единственного знания достаточно, чтобы навсегда избавиться от необходимости улучшения себя. Для этого нужна передача этого «знания одного» от мастера осознавания[18]. После того как такое знание получено, необходимо постараться сделать знание собственной потенциальности более конкретным и ощутимым. Нужно научиться, все больше распознавать себя в различных проявлениях. То, что вызывало раньше затруднение, теперь мы не избегаем этого и не стремимся страстно, но узнаем себя во всех проявлениях и таким образом интегрируем все в изначальном.

Интеллектуальное знание, «следование за умом» бесконечно и на эти блуждания недостаточно целой жизни. Все же чтобы научиться «интегративно» управляться с океаном затруднений, может оказаться полезным вспомогательный интеллектуальный метод. «8 и 0» является таким вспомогательным методом интеграции себя в неотвлечении[19].

Метод «8 и 0» предназначен не только для исцеления симптома и достижения успеха (для этого достаточно онтопсихологии), но и для работы с другими видами вторичных обстоятельств (высшие умы:№3, 2, 1, 0). Эти «другие виды» доступны лишь эзотерикам и практикам медитации.

Т.о. «8 и 0» описывает все формы работы ума и предназначен для работы с любыми ситуациями, когда есть двойственное восприятие.

Обычно что-то меня устраивает, что-то нет. И то и другое воспринимается субъект-объектно, т.е. как добро или как плохое. Проявляется субъект-объектное разделение, я себя не распознаю в воспринимаемых явлениях, они переживаются как «очевидно» внешние.

Например, моя рука пишет-есть двойственность я и моя рука, далее я вижу и чувствую карандаш – есть двойственность я и внешний объект. На самом деле, ощущение карандаша в руке, ощущение движения руки, зрительный образ руки и карандаша, мысль, которая фиксируется на бумаге, внутренняя речь, которая формулирует мысль, пустота между двумя мыслями на этапе более точного формулирования, понимание и понятность того, что пишешь, память, которая удерживает образы мысли и соответствующие им названия, чувства и ощущения, которые я испытываю в момент написания мысли (включая эмпатическое чувствование других людей и 3й глаз) – все это не вне меня, все это моя энергия. Ум не способен удержать все это «в одной руке», а мгновенное присутствие может бесконечно больше! Все виды моих проявлений интегрированы в мгновенном присутствии, но само оно обычно не распознается и остается «за кадром» нашего восприятия.

Почти вся жизнь проходит в фрагментарном восприятии, в двойственности. Это возникает вследствие потенциала кармы, являющегося причиной такого видения. Потенциал кармы – это первичное обстоятельство, согласно источникам он причина Неведения Маригпа[20]. Каково же состояние до субъект-объектного разделения?[21].

Профессор А.Менегетти предлагает технику априорного Я. АприорноеЯ онтопсихологии предполагает конкретизацию субъекта (меня), относительно объекта (цели). Но это противопоставление не устраняет двойственности полностью – она остается, хотя и в более «тонком» виде. Знание априорногоЯ действительно сохраняет и поддерживает жизнь, и делает ее успешной[22], но не дает реализации природы Будды. АприорноеЯ является критерием собственной точности, но не истинности. Благодаря априорномуЯ Бытие действительно подтверждает свое существование, но я бы добавил: «в сансаре»[23]. Понять, что все эти определения лишь иллюзия просто – где будут все эти объект, субъект после смерти субъекта? Ноумен (или субстанция по Аристотелю) так и остаются в зоне неведения.

Априорными формами чувственности согласно И.Канту является пространство и время[24]. Но кто проявляется в этом пространстве, кто проживает это время? Ответ простой – Я проявляюсь в пространстве[25] и во времени. Я – тот, кто пребывает в покое или в изменениях. А значит, Я[26] запределен пространству и времени. Важно иметь не только идею этого, а непосредственное переживание и далее развивать недвойственное восприятие.

Чтобы преодолеть это разделение, нужны учения и учитель. Н.Норбу Ринпоче выделяет 3 основных учения: сутра, тантра и дзогчен. Все эти три подхода свойственны не только посвященным, специально обученным ламам, геше или монахам из Тибета и Индии. Каждый из нас переживал аспекты того или иного подхода[27].

Учение Сутры – это избегание того, что может привести к потере самоконтроля – это метод самоограничения. Все знают что алкоголь, инфекция, мегаполис, опасные горные склоны, влюбленность, океаническая волна, бизнес, сладкая пища и проч. могут быть опасными. И мы накладываем самоограничения на вещи, которые не можем контролировать – это аналог пути сутры. Настоящий буддийский монах принимает обет, который содержит до 200 ограничений. Правильное поведение, однако, содержит не только мало жизни при жизни, но и часто печальный финал. Не случайно А.Менегетти полагает христианский путь на Западе нефункциональным – монахи, которых он видел перед их смертью ушли в тоске[28]. Считается, что для достижения просветления методом сутры требуется много жизней. Основная техника на пути сутры – реализация пустоты ума практикой шамадхи. На пути сутры, есть учителя, но нет коренного учителя[29].

Второй метод – это метод Тантры, это метод преобразования. Те мысли и чувства, которые мешают, а также обстоятельства и поведение, которые их вызывают – мы не избегаем всего этого, а преобразуем с помощью практик, основанных на движении. Практика включает работу ума (преображение в божество – Идам) и начитывание мантры[30] этого Идама[31]. Практики выполняются согласно обстоятельствам, т.е. нашему состоянию[32]. Если у нас проявилась сильная энергия, что-то вызвало сильные чувства (гнев, страх), то делаются гневные практики, если проявилась страстная привязанность, то радостные практики, если преобладает аспект неведения, то делаются мирные практики. Мы «ловим момент», чтобы не только не отвлечься и обусловиться этими переживаниями, что повлечет за собой карму, но получить с этих переживаний «дивиденды» в виде аккумулированной внутренней энергии и признаков обуздания ума и победы над своим неполным представлением о себе (ложным Эго). Уже это позволяет не бежать от жизни – чем больше чувств будет трансформировано, тем быстрее реализация! Методы тантры сравнивают с костром. Чем больше дров (чувств), тем сильнее пламя (больше энергия). Сильная энергия позволяет продвигаться быстрее до полной реализации. Для Тантры свойственно преобразование нечистого видения в чистое. В чистом видении человек, который раньше был нам неприятен, выглядит как будда, ангел, чистая энергия или я сам. Так снимается напряжение и решается проблема – противостояния больше нет.

Настоящий путь Тантры – это трансформация всех наших энергий (чувств, мыслей, ощущений) в божество (Идам). Всем учениям мы следуем для познания себя. Мы себя действительно не знаем. Но у нас есть идея самопознания и что мы должны узнавать себя во всем. Тогда мы преодолеем двойственность. Исходя из того, что мы все равно себя не знаем (ведь не фотографию же свою везде видеть), производится трансформация всех наших представлений о себе в божество. Для этого в Тантре есть стадия зарождения Кьедрим и стадия завершения Дзогрим. На стадии зарождения мы визуализируем себя как божество Идам, по сути, отождествляемся с красивой картинкой. А на стадии завершения объединяем его с каналама, чакрами, пранами и энергией кундалини. Т.о. придаем силу. Если все удалось, то мы попадаем в природу ума.

Для выполнения трансформации требуется уединение, поэтому многие практики уходили в горы для выполнения многолетнего ритрита. Однако, это не гарантировало реализации. Методы на пути Тантры содержат не только практику шамадхи, но и практики випашьяны, связанные с мантрой и визуализацией. Т.о. реализуется знание не только пустоты, но и движения, которое тоже является нашей природой. Настоящий смысл слова Тантра – наша изначальная потенциальность, а также продолжение в этом знании, тождественно понятию дзогчен (понятию, но не учению в целом).

Третье – учение Дзогчен, это метод самоосвобождения и интеграции. Почти у каждого были моменты в жизни, когда он делал невозможное. Замечено, что маленькая слабая женщина, которая в обычной жизни не сможет поднять 10 кг сумку, в момент опасности может играючи отнести 100 кг на значительное расстояние. Можно упасть с высоты многоэтажного дома без последствий. Эти примеры указывают на основное ресурсное состояние, которое есть у каждого. Все это возможно, когда мы находимся в природе своего ума.

В этом ресурсном состоянии мысли, чувства, образы восприятия не отвлекают и не обуславливают нас – они самоосвобождаются в момент возникновения[33]. Все наши проявления изначально просветлены и являются мудростью, ничего не надо улучшать – таково воззрение в Дзогчен.Ум не отрицается, т.о. мы не впадаем в двойственность. Ум занимает «свое» место как техническая поддержка нашего относительного существования. В состоянии мгновенного присутствия природы ума старая карма исчерпывается, а новая не возникает[34]. Благодаря передаче знания ригпа от учителя мы с самого начала знаем конечную цель и все что нам нужно, это интегрировать все аспекты нашей жизни в этом знании. В отличие от пути Сутры, учение Дзогчен является непостепенным. В сутре высшим достижением является переживание пустоты ума, к ней идут постепенно, шаг за шагом устраняя мысли. В Дзогчен пустота всего лишь один из аспектов нашей изначальной потенциальности[35], через который мастер делает передачу ригпэй целванг. В дзогчен мы получаем переживание пустоты и через нее переживание природы ума, т.е. конечную цель сразу. Непостепенность Дзогчен имеет и другой практический смысл. В Дзогчен тоже есть тантрические методы преображения, в стиле высшей – Ати йоги. В Ати йоге при работе с самим умом учитывается его природа зеркала (энергия ролпа). Зеркало же не отражает постепенно, оно дает отражение мгновенно, всего объекта сразу. Поэтому при работе с умом в Дзогчен делается мгновенное преображение в божество, причем в собственном теле. Именно, в собственном теле! В Дзогчен нет представлений о чистом и не чистом, как в Тантре, все наши аспекты (тело, речь и ум) просветлены изначально, уже являются мудростью и не требуют улучшения. Так нечего менять, то нет смысла развивать видение ума – оно оставляется таким как есть!

В Дзогчен не требуется специальных условий и поэтому не требуется многолетних ритритов для развития знания и получения реализации. Учитель с самого начала вводит нас в переживание нашей истинной природы. Мы с самого начала открываем знание природы ума. Если мы заинтересованы в развитии знания, то мы работаем с передачей. Иногда может возникнуть потребность в коротких ритритах от 1 до 3х недель. Тогда проводятся практики Семдзинов и Рушенов[36] для получения более конкретной способности переживания мгновенного присутствия. Далее могут потребоваться методы учения Лонгдэ для удостоверения в знании ригпа[37], а для того чтобы знание было еще более конкретным методы Мегакдэ.

Благодаря активной работе мировой дзогчен общины и регулярным трансляциям ритритов НамкайНорбуРинпоче мы имеем возможность, как получить прямое ознакомление с природой ума, так и более подробно ознакомиться с путем дзогчен[38].

Другим методом преодоления субъект-объектного восприятия и исчерпанию потенциала кармы является метод внутренней алхимии НэйДань. В нем также как в Тантре производится работа с движением и покоем. В отличие от методов Тантры и Дзогчен, где мы должны сначала получить полное объяснение метода от «живого» учителя и сразу иметь понимание, в алхимии процессом руководит «небесный наставник» и мы сначала что-то делаем, а понимание приходит гораздо позже (иногда через год). Это сказочный мир. Кто же этот наставник? Это три драгоценности Цзин,Ци,Шэнь, точнее это наш Ум. Каждый аспект может быть персонифицирован (напр. Ци символизируется как ЛаоЦзы). В отличие от Тантры мы специально ничего не делаем – все происходит «само-собой». Если в Тантре «специально» визуализируются божества, украшения, цвета, то в НэйДань – это же самое в виде субстанций, снадобий и ингридиентов «приходит» спонтанно. Каналы, праны, чакры, бинду \кундалини\ есть и там и там. Только в Тантре Идам нам дает учитель исходя из наших способностей, а в Алхимии «Идамом» становится остановившаяся мысль.

Метод НэйДань можно сравнить с таким путешествием по реке, когда ты плывешь и не знаешь куда река «тебя вынесет» (сам не гребешь), главное «полное доверие» Бытию. В Дзогчен ты сразу получаешь знание Океана и путешествие сразу более осмысленно. В НэйДань инициацию можно получить через тексты бессмертных Сяней или от мастера алхимии. Сейчас наиболее доступны: трактат «Золотой цветок внутренней энергии» ЛюЦао, «Главы о прозрении истины» ЧжанБоДуаня, «Учение бессмертных ЧжунЛиЦюаня и ЛюйДунБиня». Имея такой текст нужно настроиться в резонанс с ним и все получишь. Алхимические тексты кажутся непонятными, но постепенно все становится очевидным благодаря развитию нашей Ясности. НэйДань в отличие от Дзогчен – постепенный метод. Мы работаем с энергией, добиваемся ее созревания, получаем контроль над энергией. Это метод внутренних плавок. Что мы плавим? Мы плавим застарелые, стереотипные представления о мире и о себе. Чем плавим? Плавим огнем судьбы. Что такое огонь судьбы? Это энергия смены событий. В зависимости от потенциала кармы переживается или как хорошее или как плохое. Огонь судьбы – это та энергия, которая и создает и фиксирует любой образ восприятия. Именно с образа начинается работа ума, это основной, простейший элемент (кирпичик) психики. Образ управляет энергией тела. Создание\фиксация образа означает привязанность к нему – так появляется нечистое видение – сансара. Зачем нужна плавка? Плавка – это растворение кармы. Оно предпочтительнее, чем проживание кармы в «реальных страданиях реальной жизни». Даже если наша жизнь счастливая, она когда-то закончится. Что дальше? Опять же решает не человек, а новообразованный потенциал кармы. А если потенциал благой кармы исчепан? Энергия огня судьбы в результате алхимии становится прозрачной Ясностью в тигле. Так же собираются и другие 12 энергий. В отличие от Тантры в Алхимии нам не нужно уходить в затвор, но моменты уединенности все же случаются, работа происходит спонтанно и все же зависит от условий (точнее от нашей способности к интеграции в разных условиях).

В алхимии выделяют 3 уровня или стадии работы. Все они проходят в Недеянии УВэй[39]. Первый уровень – «малый путь» – работа с огнем судьбы. Второй уровень – «средний путь», растворение напряжений ума в ясном свете. Третий уровень – «большой путь» – путь естественного света. Три уровня практики соответствуют последовательной самопроизвольной культивации жизненности и сущности в 3х киноварных полях ДаньТянях. Малый и средний путь – это собирание внутренней нэй ци, на большом пути собирается внешняя вай ци[40]. Когда внутренние 3 цветка и внешние 3 цветка собраны, они интегрируются – это и есть Реализация или Просветление.

Овладение методом «8 и 0» дает способность контролировать свой ум, а значит свои состояния, дает умение быстро восстанавливать свою энергию и управлять своей судьбой. Материалы могут представлять интерес для «идущих по пути[41]», психотерапевтов, практиков цигун, йоги, тантр.

Метод предназначен для работы с вторичными обстоятельствами. Вторичные обстоятельства это не только проблемы какие-нибудь…Это вообще все что мы проявляем и что нас окружает. Т.е. это метод узнавания себя во всем[42]. Момент узнавания есть мгновенное присутствие (Эта мысль – это Я, эта боль – это Я, это удовольствие – это Я, это изображение – этоЯ, это желание – это Я, это напряжение-расслабление – это тожеЯ).

Природа ума есть у всех чувствующих существ мгновенное присутствие (осознание) – это «человеческий стиль, уровень человека» как говорит Н.НорбуРинпоче[43], а также согпэй ца и мгновенное присутствие друг друга подразумевают.

. Отвечая на вопрос что же такое человек, ответ таков – это Я, узнающий себя во всех проявлениях. Я единая энергия. Я принимаю любые формы. Но в человеческом теле делаю это 9ю путями. 9 способов проявления являются проекцией 9ти лунных месяцев внутриутробного развития[44]. 8 и 0 умов – это 9лун.

Я для себя определяю уровень человека – это практик (т.е. знает свое 0-е состояние) осознавания (т.е. знает мгновенное присутствие) 8ми направлений движения ума. В этой формуле учитываюсь Я во всех своих вторичных обстоятельствах. В результате все время сворачивается в отсутствие времени, т.е. в вечность.

Материалы семинара являются суммой многих источников. Само «открытие» 8-ми умов проявилось как терма ума, инициированное изучением трудов Лонченпы (знаменитый практик Дзогчен и Ваджраяны). Эта модель оказалась очень емкой здесь интегрированы данные моей 11- летней психотерапевтической практики, практики НэйДань (даосской алхимии[45]) и цигун, а также 16 летней практики акупунктуры.


[1] Прим: из текстов по акупунктуре известно 360 канальных корпоральных точек.

[2] Прим: Те, кто изучает акупунктуру, знают, что продолжительность нашей жизни и здоровье зависят от состояния первичной, наследственной энергии Юань. Юаньци распространяется системой 8ми чудесных сосудов акупунктуры. Они являются сосудами сознания. Предлагаемое мною применение теории чудесных сосудов позволяет сконцентрировать первичную энергию, которая и есть наша изначальная потенциальность. Под применением я подразумеваю мгновение определения номера матрицы сознания в которой находится Ум вопрошающего в момент задачи вопроса: в каком чудесном сосуде, какой матрице ума мое сознание?

Это метод работы с любыми вторичными обстоятельствами жизни. Если я не обнаруживаю себя ни в одной из матриц, это не значит, что я умер, так как в бардо также работает нулевой чудесный сосуд СогпэйЦа и опоясывающий сосуд ДайМай. Дай май содержит «кармический ветер перерождения» и «выпускает» его (т.е. Небесную душуХунь), если нет распознавания светом сыном света матери в бардо дхарматы (см. ум №2) .

Мы не можем отменить Ум, т.е. наложить запрет на корень сансары. Поэтому ум всегда в работе, даже когда остановлен (0), а значит в одном из 9ти сосудов. В этой тотальности состоит удобство предлагаемого метода.

Мы можем не отождествляться с умом, пребывая в его природе – и тогда мы познаем себя, устраняется двойственное восприятие.

[3] Прим: а) к каждой типологии на занятиях прилагается графическая схема для 3го глаза – это основная информация, которая собственно и является тэрма. Сейчас, по прошествии времени, становится понятно, что 8 и 0 – представляет собой целостное учение для работы с осознаванием по типу Кордэ Рушена предварительной практики учения дзогчен, а 0й ум по типу учения Лонгдэ. Кор – означает сансара, Дэ – нирвана, имея передачу или самостоятельно познав мгновенное присутствие при вхождении в №1 Созерцание мы можем «разделить» (кордэ), т.е. различить Ум и Природу Ума. Лонг означает пространство, а это подразумевает не концептуализацию, а непосредственное видение, т.е. работу с энергией \без энергии видения нет\. Целью учение Лонгдэ является развитие знания СЕБЯ, чтобы не было никаких сомнений (согласно 2му завету ГарабаДордже) относительно «осознавания собственной сущности» (1й завет). Для «надежного» знания собственной сущности, нужна передача мастера. 8 и 0 включают в себя все возможные формы внутренних и внешних переживаний и «обстоятельств» жизни. Опираясь на 8 и 0 и имея передачу, легко собрать свою энергию. Поэтому «8 и 0» предназначены для работы с энергией в режиме обычной жизни. 8 и 0 ненадуманный информационный блок – это опыт различных состояний меня и окружающих меня людей. Оказалось, что все бесконечное разнообразие можно структурировать в схему «8 и 0».

б) Всего 9-10 занятий. Вначале дается схема Бессознательного в соответствии с даосской и буддийской доктриной. По необходимости может быть включена информация в более развернутом виде по: а) негативной вампирической психологии, типам диад, психосоматике – алгоритмы анализа с целью устранения симптома, технологиям цигун или внутренней алхимии и пр..

в) буду, признателен за конструктивные вопросы и предложения, а также за снисхождение к моей некомпетентности.

Автор не является наставником, но мне приятно узнавать, что многие люди, пройдя этот семинар, проявили интерес к практикам и уже получили учение у настоящих мастеров.

[4] Прим: Это метод работы с вторичными обстоятельствами. Нашим первичным обстоятельством или первичной причиной является потенциал кармы. Потенциал кармы проявляется как субъект-объектное восприятие при наличии соответствующей ситуации, т.е. вторичных обстоятельствах. Вторичными обстоятельствами являются любые состояния и ситуации жизни: мысли, чувства, интуиция, ощущения, события, поведение, тело, здоровье, семантики, генетика и прочее, при которых может проявиться потенциал кармы.

Метод 8 и 0 – удобная классификация состояний Ума, т.е. вторичных обстоятельств и вторичных причин. Мы все воспринимаем благодаря уму, включая собственное тело, но мы не являемся только умом. Я есть природа ума, в которой пребывает ум, имеющий свойство отражать все объекты. Когда энергия восприятия «отрывается» от объектов и возвращается к истоку – это и есть интеграция в природе ума. Настоящая, «окончательная» самоинтеграция возможна только в мгновенном присутствии, т.е. не в уме, а в природе ума. Это соответствует воззрению (тава) в учении дзогчен. Оно предполагает не только само пребывание в ригпа, но и использование мышления для обнаружения собственного состояния.

8 и 0 – все лишь приложение к основному знанию, которое можно получить у Ринпоче.

[5] Прим: понятие «передача» принято в тантре и дзогчен. Оно подразумевает осознаваемое, ощущаемое восприятие «вкуса» знания. Это прежде всего касается знания ОДНОГО, а именно нашей истинной природы, нашей изначальной потенциальности. Наивысшим и самым «правильным» способом является передача от Основы Бытия Синь учителя к Основе ученика недвойственно в состоянии мгновенного присутствия Ригпа.

Существует понятие «трансплантация» знания (ЧжунЮаньЦигун) подразумевает, что информация передается невербально, светоносным потоком и далее знание самостоятельно развивается в ученике.

Передача через семантическое поле. /А.Менегетти/. www.ontopsicologia.org. По моему видению носителем сем. поля может быть небесная душа Хунь и аспекты телесной души По.

[6] Прим: терма бывают двух типов: сотэр (материальные, спрятанные великими учителями) и гонгтэр нематериальные (терма ума – спонтанное учение, возникшее само собой). Основная схема была воспринята мною при чтении «Тайн Дзогчена» от Лонченпы (в переводе Сонама Дордже 2005 \Ламы Олега\)…то место, где указывается тайное местонахождение ума \сосуд между сердцем и легкими\. Если проникнуть в указанный сосуд, то вся схема 8ми умов развернется самопроизвольно – Попробуйте сами!!!

[7] Прим: в нас есть гены одноклеточных животных и вирусов (доклеточных структур).

[8] Прим: низшие практики содержат идею божества где то вне человека и поэтому есть молитва \обращение к внешнему совершенству\. В даосизме требуется культивация природы и сущности, избавление от вторичной «загрязненной» природы. Предварительные практики Тантры – это очищение. В Дзогчен – все совершенно с самого начала, загрязнений нет, кажущееся несовершенство и загрязнения тоже есть мудрость. Высшее знание невозможно развить, добавить или улучшить, оно не эволютивно.

[9] Прим: Этим занимается «бесконечная» психотерапия. Поиски источника мысли при помощи мысли ничем не заканчиваются. Я не нашел себя ни в себе не за пределами. Природа ума – основной ресурс, но она не ограничена генотипом. Я и есть природа ума. Если познал природу ума, то знаешь главное, все остальное лишь мнения.

[10] Прим: Ум в данном случае – интегральное состояние психики, включающее в себя сознание, и бессознантельное, а именно три базовых аспекта сознания \когнитивную, регуляционноволевую и эмоциональную деятельность\ и сквозные аспекты \внимание, речь, память, воображение\, а бессознательное в соответствии с даосской парадигмой \1) ИньШэнь\воля Чжи-источник аутокинеза, чревовещания – личностная энергия и жизненная сили – жизненность\, 2) ЦинЯн –светлый ян\имеет 6 слоев\ похож на хрустальный шар, 3) небесная Хунь\похожа на точку, «рисует» любую картинку\, 5) телесная По \со временем исчезает-становится чистым принципом тела личности\, 6) дух Шэнь \похож на старика\, 7) логический разум И \конус над головой, при нарушениях здоровья его фрагменты находятся в органах кот страдают, при отклонениях в поведении, т.е. навязчивостях – находится рядом с телом, т.е. энергия чжун не проходит через голову – субъект полностью обусловлен кармой\, 8) эмоциональный разум Синь \ шар в сердце, при разворачивании дает эффект присутствия и улыбку\. По мере развития практики все они сливаются в одно целое.

[11] Прим: видны 3м глазом как животные или черти – являются незрелыми энергиями (инфантильными формами). При медитативной цигун-переплавке (в том числе в церкви и святых местах) взрослеют, «складываются в жемчужину» и больше не доставляют неудобств.

[12] Прим: Все эти формы отражают незрелость энергий телесной души По (той части меня которая испытывает удовольствия или страдания).

[13] Прим: Бессознательное рассматривается как нечто действующее, но не осознаваемое, т.о. Бессознательное и Сознание – две части Единого. Имеет функцию управителя жизни. В психологии бессознательное рассматривают негативно как источник и средоточие проблемы или позитивно – как ресурс. В процессе психотерапии стремятся его осознать, т.е. сделать частью Сознания.

[14] Прим: 3 нерушимых тела – 3 ваджра \тело, речь, ум\. Тождественное по смыслу понятие – 3 цветка \материя цзин, энергия ци, дух шэнь\.

[15] Прим: Порядок трансформаций человек выбирает сам. Можно укрепить дух Шэнь, можно накопить чистую материю Цзин, можно трансформировать Шэнь и цзин в энергию Ци. Отсюда разница в подходах и методах школ.

[16] Прим: в триаде субъект-объект и действие, само действие, т.е. интеграция, происходит спонтанно без усилий. Однако, надо понимать, что даже великие, реализованные мастера могут иметь тяжелые заболевания. Т.к. мы живем на относительном уровне, то нельзя отрицать и относительные методы, к которым относится «8 и 0». С помощью этой технологии я могу раскрыть причину любого заболевания, неудачи или «нефункционального» поведения.

[17] Прим: акад. А.Разумов как-то отметил, что в науке не решен вопрос определения ресурсного потенциала человека. Это не удивительно – данный вопрос не может быть решен в науке. Тогда наука должна была бы стать линией передачи в традиции махасиддхов. Пример: известно, что махасиддх ГуруПадмасамбхава при отбытии из Уддияны попал в «неприятную» ситуацию – его пытались наказать через сожжение на костре. К удивлению всех он не только не сгорел, но даже не обжегся. Можно подумать, что это сказка. Однако, хождение по раскаленным углям не вызывает удивления – это может каждый при соответствующей технике. Я видел запись сожжения бирманского святого, который также не сгорел.

[18] Прим: Относительные знания помогают в жизни, но бесполезны на пути, поэтому нереализованные учителя скорее препятствие на настоящем пути. Я не учу Дзогчен, но имею передачу от разных мастеров и являюсь практиком. Разумеется, было бы нечестно по отношению к моим слушателям, зная об этом драгоценном учении, не упоминать о нем! Реализованный учитель может быть не очень популярен, но он обязательно находится в традиции линии передачи знания. Т.е. такой традиции, где были практики достигшие ТелаСвета. В наше время это в основном воплощенцы тулку. Такие учителя носят «титул» драгоценного Ринпоче. Информацию о приезде учителей в Москву можно узнать на страницах www.kunphenling.ru.

[19] Прим: знание самого мгновенного присутствия – основной «метод»…Его можно получить у реализованного мастера.

[20] Прим: Неведение маригпа в учениях ваджраяны, сутры и дзогчен не тоже самое, что бессознательное в психологии. В психологии нет идеи просветления. Даже когда А.Менегетти дает иной смысл в понятие бессознательного, как «не скопище монстров вызывающих болезни и неудачи», а источник гениальности и таланта – он не выходит за рамки двойственности. Даже когда он говорит о трансцендентности Бытия в себе (о недвойственном онто ин-се), о 17 признаках онто ин-се – он остается в двойственности, потому что увлекается относительными плодами этого самого Онто ин-се: здоровье, успех, святость, и не говорит о реализации (в этом он точен, а что еще делать без передачи). Сама идея просветления, когда она захаживает в умы психологов остается лишь на уровне идеи – реализация отсутствует. В психологии нет традиции линии передачи просвеленных мастеров, поэтому их Бессознательное закономерно бесконечно. Блуждания ума, концептуализации, отражения бесконечны (сансара бесконечна). В бесконечности бессознательного и бесконечности ведения \ригпа\ пробужденного ума есть разница. Реализация (Плод – Пробуждение) окончательна и Основа ее есть изначально (не рождена и не сотворена) у каждого живого существа. Неведение маригпа не бесконечно, когда-нибудь оно заканчивается и существо «обретает» реализацию. Если бы Бессознательное психологии было бы конечным, то мы бы имели примеры просветленных мастеров психологии. А таковых нет. По факту оно остается лишь орудием, облегчающим или устраняющим симптомы болезней или указывающим направление выгодного вложения (АприорнымЯ). Онтопсихологи, даже самые умные и честные остаются в рамках ментальных ограничений, даже со всем «успехом». Я не вижу в них передачи. Хотя я считаю, что онто-психология лучшая из гипотез в психологии, а новый \Эриксоновский\ гипноз замечателен в своем «недеянии», но я не могу восхититься никаким психологическим знанием \психоанализ, гештальтпсихология, холодинамика и пр.\.

Хотя в православном христианстве вкус передачи ригпа безусловно остается (ИисусХристос ведь реализованный мастер), но линия по-видимому не поддерживалась должно, поэтому кроме самого Иисуса нет больше реализаций радужного тела в этой традиции.

«Вначале было слово и слово было у Бога», оно же есть посвящение слова в Ваджраяне, т.е. прямое введение в природу ума.

Прибежище в передаче подразумевает не только тексты, практики, но и наличие «живого» мастера!

[21] Прим: нормальное восприятие, когда все предметы кажутся нам чем-то внешним по отношению к себе, является фундаментальным заблуждением. Это не значит, что объектов вовсе нет, просто Ясам, (моя энергия) делаю их видимыми для себя.

[22] Прим: Удача не является самой истиной, а происходит только за счет проблеска истины (т.е. феномен, а не ноумен). АприорноеЯ – это совпадение Пустоты и Ясности. Мы перебираем варианты (образы, мыслительные конструкты) как объект своего интереса с внимательным присутствием (а не мгновенным, но можно и с мгновенным) и обычно в контурах тела. В момент совпадения возникает динамика расширения. Уже на уровне центров тела можно получить противоречивый результат (один центр согласен, а другой молчит или даже, наоборот, против). Это «эксплуатация» принципа непрерывности творческой энергии цал - нераздельности Пустоты Кадаг и Самосовершенства Лхундруб – как бы отпечаток ригпа. АприорноеЯ – конкретизирует Бытие в существовании (т.е. в физическом теле \или эфирном двойнике\). Обычно все на этом и заканчивается. Даже если бы Яаприори было бы тождественно ригпа у нас нет метода продолжения в этом. Более того, сам А.Менегетти считает, что не следует часто спрашивать свое априрноеЯ, только по «важным» вопросам. Обычно, когда направление вложения определено, т.е. когда априорность сработала, субъект расслабляется или наоборот, «вступает в борьбу» ждет дивидендов и действительно получает их. Мы действительно достигаем объекта благодаря непрерывности энергии цал , т.к. посыл тождественен результату (в этом драгоценный смысл творческой энергии цал – пустота и энергия нераздельны), но, получая вожделенный объект, все равно не избавляемся от двойственности и остаемся в неведении. Т.е. мы получаем не саму истину, а только ее проблеск. То, что А.Менегетти сформулировал принцип априорности в действии, т.е. для реальной жизни заслуживает восхищения.

Этот принцип не был незамечен и древними, мы знаем, что Сократ использовал даймоний для работы с обстоятельствами своей жизни и был признан Дельфийским оракулом величайшим гражданином Афин. Он использовал руководство пассивно –узнавал чего не надо делать. Аристотель использовал этот принцип активно, т.е. что еще и делать. Но это не дало им реализации. Согласно источнику Я-априори работает как организмический критерий – только в контурах тела. Можно ли на основании этого считать этот критерий не абсолютным, – а как же внетелесный опыт, как в бардо? По моему опыту априорность –расширение возникает внетлесно – это не проблема.. Этот принцип не всегда активен в «нормальном» состоянии. А.Менегетти говорит примерно так, если субъект «предал себя, потерял себя» (в методе «8и0» это №8,7,6 матрицы), то априрноеЯ перестает работать. В этом случае нужно, «затаиться, ничего не предпринимать» и дождаться восстановления целостности организмического Онто ин-се. Физическое тело – это только 1 из 3х уровней Всеосновы – уровень нирманакайи. Еще есть уровень самбхогакайи (Речи/энергии/) и дхармакайи (Ума). Но даже не из-за «организмичности» Яаприори имеет относительное значение. Хотя априорное Я проявляется как момент совпадения тела, речи (проговаривания) и ума (образа) т.е. как их интеграл, – в этом интеграле есть представление о «внешнем» – объекте и «внутреннем» – мне самом, который хочет получить этот объект. А это по определению есть корень двойственности, т.е. сансары. Т.о. Яаприори только «обезбаливает», но лечит причину боли (это метафора, т.к. некоторые мои ученики очень изобретательны – кто-то выигрывал в казино благодаря априорности, кто-то снимал боль с помощью целенаправленного расширения в больном месте). Главное отличие априорности от ригпа, в том, что она работает с «мирскими» целями (т.е. относительной истиной) Ригпа же само абсолютная истина и нет разницы мирское немирское, чистое, нечистое. Априорность может быть осуществлена по активному принципу (деяния), усилие только в начальных матрицах (с 8й по 4ю). В высших состояниях она спонтанна (недеяние), т.е. недвойственна активности и пассивности . В№3 внешний символ (из любого источника: книга, телевизор, радио, разговор, трещины на коре дерева) сопровождается расширением «в потоке» /у меня – в голове/ и так указывает путь. В №2 априорность «застывает» в шар, т.е проявляется как нэпа – устойчивое переживание пустоты. (не отвлечение образом, мыслью, чувством и ощущением), т.е. одновременность пустоты и ясности (летает только «муха» небесной души), мы знаем что обусловлены и в этом знании хоть и не «мгновенно», но присутствуем. На уровне №1 матрицы априорность спонтанна в действии. Например возникает ситуация и мы недолго думаем как поступить, решение (ответ) содержится в самом источнике. Но это запредельное состояние и оно может казаться странным (как бы ошибкой зрения, например слово «отказать» читаешь как «поддержать» – и в этом содержится решение. Это мийова или лхатонг -2й уровень медитации дзогчен учения Семдэ.

Суть принципа априорногоЯ – в синтезе остановки и активности \движении, действии\. Оно само по себе есть недвойственность остановки и действия, совпадение потребности и цели. Оно есть настоящее Я. Т.е. я узнаю себя во внешних и внутренних объектах, не как фотографию себя, не как привычное ощущение «я всегда был таким (это может быть «застарелое» поле родителей или среды)», не как семенной тантрический слог или Идам, не как символ, не как энергию, а как присутствие. Итак Яаприори есть пустота (Кадаг) и оно же есть движение(гьюва). Оно само на себя может указать расширением на вопрос запредельно-ли оно времени.

Одно априорное расширение – есть единичное тигле. Много тигле – гирлянда жемчужин (как четки мала тиб.). Что же Яаприори тождественно ригпа? Ригпа объемлет все. Тождественно ригпа априорности? Нет – априорность проявляется в конкретности. Ригпа – это только абстрактное? Нет. Оно и абстрактное и конкретное. Не время создает пространство, а пространство, сворачиваясь создает точку, точка двигается и так возникает время, далее если несколько точек (на самом деле одна симультанируется \одновременируется\) соединяются, то возникает образ как вторичное пространство и он находится в этом первичном пространстве, выступающем теперь фоном. АприорностьЯ же содержится в обоих пространствах и свернувшемся в точку (подвижную или нет) и в образе. Но в самом первичном пространстве априорности \динамики\ нет. Таково и ригпа – оно никуда не движется, ни что не указывает – оно указывает только на себя. Это и есть бог, божество или пустота как конечная цель. В чем бесконечность первичного пространства? Сворачиваясь в точку, оно не исчезает, а остается таким как всегда. Т.о., оно имеет бесконечную способность порождать «точки», т.е. время и «априорность», т.е. конкретность в действии. Т.е. оно неистощимо. В учении Дзогчен оно называется дзогчен, в учении Тантры оно называется тантрой, в низших тантрах \Крия и Упая\ оно называется богом или не-умом. Дзогчен и Тантра – это изначальная, т.е. бесконечная потенциальность, в алхимии оно называется Изначальное Юань и проницательное Лин.

В алхимии эти два понятия ригпа (абсолютное) и априрноеЯ(конкретное в действии, идентичность в цели) выступают как Беспредельное (У-цзи) и Великий предел (ТайЦзи).

В дзогчен говорится, что она проявляется как энергия Данг (символ – хрустальный шар, который и сам заметен\конкретен\, но в тоже время прозрачен \абстрактен\, благодаря чему принимает любой цвет на который его кладут \как бы меняется согласно вторичным обстоятельствам, но сам остается прежним\) – таков наш ум. Изначальна потенциальность, проявляется еще как энергия ролпа (ее сравнивают с зеркалом, кот может бесконечно отражать объекты) – такова наша речь. Также проявляется как энергия цел. Активизируется согласно вторичным обстоятельствам (сравнивают с кристаллом хрусталя, который проявляет радугу \цвет, свет и лучи\) – таково наше тело. Ригпа это состояние нашей изначальной потенциальности (Всеосновы), проявленой как тело, речь и ум.

[23] Прим: я ни в коем случае не хочу «низвести» Я-априори как понятие и как инструмент в действии. Как инструмент, априорноеЯ остается безупречно эффективным в «сансарных» ситуациях и основным руководством для директивной психотерапии. Более того, я регулярно обучаю этому знанию на своих семинарах и руководствуюсь сам, когда нахожусь в матричных состояниях 8ми умов. АприорноеЯ и есть чистое видение \видение в тигле\. АприорноеЯ не работает как инструмент наживы – мы получим что-то на относительном уровне, но никогда не знаешь будет ли это «миллион или бублик», как сказал мой брат (и поэтому потерял интерес к этому). АприрноеЯ основной принцип «жизни в жизни» – самосохранения, или идентичности в себе. Простой вопрос, коренной учитель очень важен и вот он приезжает, надо ли мне пойти к нему на ритрит? Технический ум ответит конечно надо (и возможно не сможет доехать), априрноеЯ прислушается к себе, – даже не зная всех ньюансов, оно уже знает как надо и может задать общее направление действия, т.к. в относительном, т.е. временном состоянии уже все произошло, а априроность запредельна ему.

Технически и априорное-Я и мгновенное присутствие одинаковы. И то и другое касаемо «здесь и сейчас». Ни в априорном Я, ни в ригпа мы не можем «решить все раз и навсегда». Но на относительном уровне мы можем решить, например, что будем в ригпа всегда (в дзогчен есть даже мантра запечатывания плода навсегда) или в априроности всегда!!Только относительное не указ абсолютному…Поэтому важна Тантра или алхимия НэйДань. Нам нужно конкретная направленность нашего ума – раз и навсегда! Эта направленность есть «мысль о практике». В алхимии она является зародышем бессмертия,в Тантре божеством Идамом. Если мы уже остановили свою мысль (она сама остановилась) в русле какой – то традиции (или без), то больше не следует менять «Идам» Идамом» истинной домохозяйки может быть мысль «люблю детей», «Идамом» вечно больного может быть «никогда не выздоровлю»). Т.к. мы уже есть, то мы уже что-то делаем как самое главное в жизни, т.е. больше и чаще всего – это и есть Идам. Иначе если менять (а это невозможно – мы уже такие как мы есть), т.е. на самом деле думать что меняешь – это будут бесконечные поиски себя , т.е. матрица №2. Но важно именно распознать эту «остановившуюся мысль» – для этого нужна медитация шамадхи или нэпа, а также некоторые представления о пути, т.е. полаться только на себя и свободную энергию (матрица №3).

И мгновенное присутствие и априорноеЯ являются также конкретными переживаниями, но они разные. АприорноеЯ переживается как расширяющаяся динамика, «вспышка», мгновенное присутствие не является только таковым. Мгновенное присутствие вообще нельзя никак описать, но пережить можно и оно конкретно и не меняется. А априорное Я меняется! У него есть интенсивность, т.к. есть значимость цели Бытия, конкретизирующего себя в существовании в пространстве и времени в границах тела (организмического или константы Нomo по А.Менегетти) – это и есть основное отличие. У ригпа интенсивности нет, его нельзя определить как расширяющуюся центростремительную динамику, у ригпа нет динамики.

Оба эти переживания можно «развивать». АприорноеЯ можно развить через выполнение всего на что оно указывает, т.е. через действие. Ригпа нельзя развить оно не является результатом практик, но если развивать устойчивость своего распознания ригпа и делать это все более устойчивым, применяя практики, то предполагается что произойдет реализация тела света.

[24] Прим: по сути понятие субъективного пространства и времени тождественны по смыслу понятиям Пустоты и Движения (движения в виде чувств, ощущений, мыслей и ясности) в буддийских учениях.. Кант не смог пойти дальше этого, сведя все к идее Бога, как высшей моральной максиме. Между идеей Бога и идеей мгновенного присутствия есть только одно различие – для реализации нам нужен непосредственный учитель, метод, личная практика и передача, в остальном – это одно и тоже. Ни церковь, ни святые не несут уже передачи. В этом я согласен с А.Менегетти.

[25] Прим: в дзогчен это постигается благодаря практике внутреннего рушена ума и состоянию пространства НамкаАрте.

[26] Прим: не следует путать ложные представления о себе – Эго, отсекаемое в практике Чод и ригпа.

[27] Прим: конечно простое переживание это еще не метод. Метод подразумевает конкретные практики и их конечную цель, а также обучение и «передачу».

[28] Прим: православное монашество в этом смысле имеет преимущество, т.к. православие не нарушало «принцип передачи» знания, не приняв поправок в слове божьем на одном из папских соборов.

[29] Прим: коренной учитель в Дзогчен – учитель, от которого мы получили знание мгновенного присутствия. Мы уверены в этом, и нечего менять, добавлять или улучшать. Для реализации нужен «живой» мастер, но не для того чтобы досаждать ему с вопросами, не для того чтобы использовать его как «знамя» веры, и не для продолжения в своих умственных концепциях в диалоге с другими. Мастер нужен чтобы применять метод, который он предлагает. «Живой» мастер нужен, потому что мы находимся в относительном измерении, и инструкции для разных времен и разных способностей учеников различаются. Например, Будда Гаутама не учил в своем последнем человеческом воплощении ни Ваджраяне ни Дзогчен, а давал учение Сутры.

[30] Прим: мантра – это естественный звук.

[31] Прим: внимание, воображение и речь являются «сквозными» психическими процессами. Поэтому тантрическая практика способна интегрировать психику.

[32] Прим: настоящие Тантристы выполняют один

[33] Прим: если мы смотрим на цветок и думаем, какой красивый, то в этой оценке привязываемся, создавая потенциал кармы.

[34] Прим: даже такие мастера как А.Менегетти «пасуют» перед кармой. Говорится, что бывают ситуации, когда ничего сделать уже не возможно – это карма и ее надо пережить. Я полагаю что понятие «карма» выступает «большой помойкой» несостоятельности двойственного ума. Как практикующий психолог я часто сталкиваюсь с кармическими ситуациями у своих пациентов. Эти ситуации выглядят как полные психологические тупики. Однако с кармой можно и нужно работать. Для этого и существуют методы Тантры, Дзогчэен и НэйДань. Карму можно очистить и преодолеть. Карма действует только на уровне огня судьбы, а на уровне Ясного света, а тем более Естественного света она исчерпывается.

[35] Прим: другой аспект нашей изначальной потенциальности – переживание Ясности. Когда говорится о непрерывности энергии, то подразумевается, что пустота и ясность недвойственны, поэтому энергия непрерывна, т.е. Основа Жи всегда проявляется не только как Кадаг (пустота), но как ЖиНан (самосовершенство Лхундруб) т.е. как все виды движения (энергии) – мысли, ощущения, ясность. Для иллюстрации ЖиНан приводится Солнце, которое не представляется без его света и лучей.

[36] Прим: существуют переводы этих методов с тибетского на русский. Однако их нет в свободной продаже, но их можно приобрести в дзогчен общине после получения Передачи от Намкай Норбу Ринпоче.

[37] Прим: согласно 3м заветам патриарха ГарабаДордже сначала нужно «осознать свою сущность», далее «определиться лишь в одном» («не оставаться в сомнении») и 3й завет – «достигнуть стабильности в освобождении». Первому завету соответствует раздел Семде – раздел Ума, второму завету, раздел Лонгдэ – Пространства, третьему – Упадеша\Меннгакдэ раздел Тайных наставлений.

[38] Прим: для этого не обязательно становиться членом общины, достаточно просто внести взнос в фонд трансляций и получить индивидуальный пароль доступа. Не только НамкайНорбуРинпоче передает знание дзогчен. Есть и другие учителя. Например, учителя школы Нингмапа ЧокиНимаРинпоче (www.DharmaSun.org), Дзогчен РаньякДзаПатрулРинпоче (www.patrulrinpoche.ru).

РанрингРинпоче дарует учение Чод традиции Мелуг, ПунцогРинпоче дарует учение Чод родственной линии Телуг.

[39] Прим: УВэй соответствует практике Трэкчод в Тантре и Дзогчен.

[40] Прим: Большой путь НэйДань соответствует уровню дзогчен практик Янгтиг и Тогел. В Янгтиг мы обнаруживаем внешнюю темноту как свою сущность, в Тогел внешний свет как собственную сущность.

[41] Прим: исповедующих Дао.

[42] Прим: как звук, свет и лучи.

[43] Прим: история учения Дзогчен утверждает, что учителя Дзогчен дают учение дзогчен не только людям. Например считается, что Гуру Ринпоче переродился в мире нагов. …давал учение 8 млн. людоедов. Учение дзогчен – это прежде все обнаружение мгновенного присутствия. Так что мгновенное присутствие не является родовой характеристикой человека.

[44] Прим: 0й ум практически соответствует 1му внутриутробному месяцу, когда закладываются провизорные органы (амнион, хорион, плацента). После рождения эта децидуальная оболочка отпадает – она уже не нужна. Сункор 1го ума– это невидимый обычным зрением амнион, а созерцание№1 соответствует плаценте. Плацента – это транспортная система эмбриона (для питания). Т.е. созерцание – это путь.

[45] Прим: мой наставник в НэйДань А.Калинин. У меня уже нет сомнений в единых корнях учения Дзогчен, Тантры и НэйДань. Особенно после того как стало известно, что учитель МачигЛабдрон Падампа Сангье, является никем иным как великим Бодхидхармой…Кроме того, в традиции 18 тамильских сиддхов \юг Индии\ считается, что учителем Бабаджи являлся ЛаоЦзы известный под именем Боганатар ( «Бабаджи и традиция крия йоги 18-ти сиддхов» М.Говиндан 2006).